Далеко не все инвесторы и руководители создаваемых торговых предприятий четко представляют себе путь, который необходимо пройти, чтобы спроектировать и построить торговый центр, магазин или супермаркет, приносящий стабильный доход.
Первое, что необходимо при создании концепции и проектировании торгового предприятия - выделить целевую аудиторию. Необходимо четко определить, для какого клиента вы открываете свой магазин. Вы должны знать средний доход будущих покупателей, их потребности, образ жизни. Магазин должен стать комбинацией факторов, отвечающих требованиям клиента.
Второе, удовлетворить своего покупателя, создать концепцию магазина. Магазин должен быть ориентирован на покупателя, и форматирование предприятия торговли означает определение и установку таких параметров обслуживания, которые удовлетворяют требованиям определенной категории потребителей.
Магазины часто не форматируют, пропуская важную часть работ, в результате которых определяется будущая концепция магазина, элементы формата магазина и их взаимодействие. В таком случае не просчитываются будущие экономические показатели, зависящие от покупателей, которые в будущем все равно предъявят свои требования и уйдут из магазина, если эти требования не будут удовлетворены.
Концепция торгового предприятия не может разрабатываться во время строительства магазина или реконструкции. Такая параллельная разработка влечет за собой затраты либо за счет переделок в результате разрешения возникающих проблем и противоречий, либо за счет недополученных доходов в процессе эксплуатации.
Посещая готовые магазины, мы можем определить категории покупателей, ассортиментную политику, комфортность пребывания и т. д. А когда магазин еще не построен, а в его создании задействовано множество людей, как передать исполнителям единую, целостную картину будущего торгового предприятия? Это сможет сделать только его проработанная концепция и точно описанный под концепцию формат.
Первая ступень в определении формата - решить, чем вы будете торговать? Для этого определите, в каких товарах испытывает потребность ваш покупатель. "Не обязательно идти по пути "этим практически никто не торгует, значит, люди будут покупать у меня". Конкуренты тоже не стоят на месте и со временем заполняют возникающие пробелы. Можно выбрать любой продукт, на который существует устойчивый спрос у определенной группы людей. Другое дело перед тем как построить магазин - продумать, чем покупателя привлечет именно ваш магазин - широким ассортиментом, доступными ценами, комфортом или уровнем обслуживания. Опять же, делать ставку нужно на то, что наиболее важно для выделенной категории людей. Если уровень дохода клиентов невысок, позаботьтесь о доступных ценах; состоятельная аудитория оценит качественный сервис, уютную атмосферу и удобную парковку.
Один из самых важных элементов форматирования - география магазина. Месторасположение может быть выбрано под формат магазина или, напротив, располагая хорошим участком земли, вы решаете, какого формата здесь лучше построить магазин.
Не стоит бояться, если рядом находятся другие торговые точки, главное, чтобы отличался их формат. На этой остановке уже построен престижный супермаркет? Значит, рассчитывайте свой бизнес на менее обеспеченную аудиторию. В вашем районе много небольших магазинчиков, но обеспеченные слои населения покупают продукты за несколько кварталов? Тогда открывайте комфортный магазин с широким ассортиментом и хорошим обслуживанием". Недалеко друг от друга могут располагаться торговые точки одного формата, если эта часть города с хорошей проходимостью, а магазины отличаются по внешнему виду и ассортименту. Покупатель получит разнообразие шопинга и большой выбор товаров без необходимости ездить по всему городу.
Месторасположение торговой точки также зависит от целевой аудитории. Если вы работаете для жителей соседних домов - подойдут первые этажи жилых зданий. Для привлечения покупателей из других районов нужно выбрать место недалеко от транспортных путей и с хорошей парковкой, если ваш покупатель достаточно состоятелен.
Определившись с расположением торговой точки, можно переходить к архитектурному проектированию магазина. Одна из самых распространенных ошибок строителей магазинов - разработать архитектурный проект и под него "подстраивать" формат. Это в корне неправильный подход. Кроме того, большинство наших торговых центров слишком замысловаты, покупателю трудно в них ориентироваться. Лишние элементы дизайна "крадут" пространство, которое можно было бы использовать для удобства посетителей - увеличить проходы, освободить место для более свободной выкладки товара. За рубежом торговые центры в архитектурном плане гораздо менее изысканны: выполненные из высокотехнологичных материалов, планировкой они напоминают склад или ангар. Но изюминка в том, что покупатель в них чувствует себя легко и свободно.
Строите ли вы здание "с нуля" либо арендуете помещение, необходимо помнить о технических условиях подключения внешних коммуникаций, таких, как систем электро-, водо-, тепло- и холодоснабжения, вентиляции и кондиционирования, телефонных и интернет-линий, защитных систем. Большую роль играет хорошее освещение - ведь для того, чтобы товар купили, он должен быть хорошо виден и выглядеть лучше, чем окружающая обстановка (в том числе общий дизайн магазина).
Грамотное проектирование магазина помогает виртуально прожить проект во всех его элементах, задуматься о деталях и проблемах. Это позволяет предусмотреть возникновение проблем, выстроить организацию работ наилучшим способом, сократить затраты средств и времени на "разгребание" организационных, технических и финансовых проблем.
Конкурент N 018 от 11.05.2004