26.09.2015

Каркас из ЛСТК не ржавеет?

В последнее время новости об использовании легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК) в строительстве приходят со всех сторон. В основном в них рассказывается об объектах строительства быстрой сборки, со сроком службы 40-50 лет. Давайте поближе рассмотрим все нюансы возведения зданий и сооружений по технологии ЛСТК в масштабах отечественного рынка.

Каркас из ЛСТК — изобретение зарубежное. Эти конструкции давно освоили в Америке и Европе и даже присвоили им Еврокод, соответствующий прочностным характеристикам тонкостенного профиля. Оказавшись официально-подтвержденной строительной продукцией, каркас из ЛСТК взяли «на вооружение» строители многих стран. Вначале — для недорогого малоэтажного строительств, в дальнейшем — для более сложных, многоэтажных и промышленных зданий (сооружений), создание которых требовало грамотных проектных (архитектурных, конструктивных и инженерных) решений. До 2000 года Россия отставала по части применения ЛСТК в строительстве. Как это не удивительно, но не все, что эффективно для Европы и Америки применимо в российском строительстве. Тем не менее, посчитав каркас из ЛСТК экономически выгодным, ему (всё-таки) нашлось место и на отечественном рынке. Причем, основные требования по расчету и проектированию, гарантирующие безопасность конструкций на всем сроке их эксплуатации, оставили без должного внимания. По-прежнему мотивируя проектирование и производство ЛСТК действующими международными нормативными документами.

Для справки: Основные российские нормативы по расчету ЛСТК были разработаны в 1946 году. Тогда эти конструкции использовали в строительстве капитальных объектов из железобетона, дерева или кирпича, чтобы укрепить (защитить) верхние этажи или другие элементы зданий и сооружений. Затем, на протяжении более чем 60 лет на нормы смотрели с прищуром, в основном, дискутируя, как будет лучше и быстрей построить и что может оказаться поводом для больших проблем. Каркас из ЛСТК анализировали, с учетом запаса устойчивости и прочности в рамках общероссийской системы норм, стандартов и строительных правил. Теория расчетов изложена:

  • в требованиях СП 16.13330.2011 «СНиП II-23-81* Стальные конструкции».
  • в федеральных законах: № 184-ФЗ «О техническом регулировании», № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

И несмотря на это, совершенство ЛСТК технологий у наших строителей стоит под большим знаком вопроса. И совсем не из-за того, что Россия — технически отсталая страна (по мнению некоторых западных аналитиков, особенно в части применения американских и европейских строительных технологий), а потому что качество ЛСТК довольно сомнительно.

Напомним, что любой свод правил и требований в строительстве опирается на механическую безопасность, надежность, прочность, устойчивость и долговечность зданий. Каркас из ЛСТК, успешно обкатанный европейскими и американскими строителями, в климатических, географических и геодезических условиях России абсолютно неконкурентоспособен. Мало того, что он не соответствует противопожарным и санитарно-гигиеническим требованиям, так еще в эксплуатации неэффективен. В «Энциклопедии строительства» приведено много примеров, когда каркас из ЛСТК становится причиной вреда жизни и здоровья людей, имущества и окружающей среды, из-за своих недопустимых предельных состояний, которых достигает на любом сроке эксплуатации. Мы не приемлем подобных рисков, поэтому используем в строительстве легкие металлические конструкции из черного металлопроката (ЛМК), которые не теряют своей устойчивости во время любых нагрузок. И хотя утверждается, что прогресс не стоит на месте, а каркас из ЛСТК год от года становится всё доступней для различных вариантов недорогих быстровозводимых зданий и сооружений, практика часто отличается от теории, как и от рекламных трюков.

Обратимся к примеру. Чтобы определить качество работы ЛСТК, необходимо все расчетные модели каркаса, привязать к геометрии, после чего найти оптимальную форму будущего здания и проверить каркас из ЛСТК на жесткость. Если показатели не соответствуют необходимому качеству, то сохранить, в дальнейшем, неизменяемость геометрических и конструктивных схем вряд ли удастся. Несмотря на то что, фактически вся нормативно-техническая документация по системе обеспечения точности геометрических параметров в строительстве, обоснована со всех сторон так, что и не подкопаешься. Как вы и сами догадываетесь, при авторском надзоре очень большое значение придается документальной части проекта, по которой осуществляется приемка здания (сооружения) и ввод объекта строительства в эксплуатацию.

  • Поэтому каркас из ЛСТК, не имеющий под собой четких нормативов, функционирующий в России по американским и европейским национальным стандартам, может стать причиной ущерба собственности и угрозой для жизни или здоровья людей.

Учитывая, что многие недостатки ЛСТК «всплывают» не в процессе проектирования, а во время проведения монтажных работ и эксплуатации, становится понято, почему так малы шансы на спасение здания или сооружения из тонкостенных металлоконструкций. И все-таки ЛСТК как были, так и продолжают внедряться (на свой страх и риск) в различных отечественных проектах.

И вот тут начинается самое интересное, что можно сравнить с ограниченностью ума или финансовых возможностей. Каркас из ЛСТК не требует ни сварки, ни специальных заклепок. Дело в том, что тонкостенные профили изготавливаются методом холодной гибки и проходят профилирование в специальных листогибочных машинах. После чего определяется их ГОСТ 14918-80 — толщиной до 2,5 мм и ГОСТ Р 52246-2004 — толщиной до 4 мм. Чтобы подтвердить характеристики качества ЛСТК, вначале, по методике ГОСТ 11701-84 и ГОСТ 1497-84, производится испытание образцов стали. Контроль качества распространяется не только на каркас из ЛСТК, но и на крепёж, а также на соединения элементов.  Последовательно рассматривая процесс производства тонкостенных металлоконструкций, обратимся к ФЗ «О техническом регулировании», в котором регламентированы основные технические характеристики ЛСТК, с учетом разрушающих нагрузок.

  • Но то, что ФЗ рассматривает в теории, в практике — не осуществимо. Получается, что недостаточно развитая отечественная нормативная база, а также отсутствие технологии соединений элементов каркаса, наложили отпечаток на все, начиная от теплоизоляции тонкостенных металлоконструкций, которая неэффективная во всех климатических поясах нашей родины, заканчивая химическими составами защитных покрытий.

В связи с чем приходится признаться, что напряжённо-деформированное состояние тонкостенных конструкций происходит не только от высоких температур (каркас ЛСТК не справляется с пожарами любой сложности), но и от обычной ржавчины. А, казалось бы, технологии ЛСТК с таким опозданием пришли на русскую землю, что все проблемы по их использованию, должны быть решены еще в прошлом веке. К сожалению, реальность оказалась намного циничней.

Для оценки несущей способности тонкостенных конструкций предлагаем вам фотографии, каркаса из ЛСТК, простоявшего под открытым небом около одного года. Мы считаем, что металлокаркас, на котором присутствует ржавчина, видимая невооруженным глазом, да притом в самых ответственных местах (в узлах соединений) не может гарантировать полную защиту от коррозии металлических элементов. Возможно, что слишком мала толщина цинкового покрытия. А может быть под воздействием окружающей среды расчет прочности соединений ЛСТК еще нужно доводить, как говорится «до ума», актуализируя действующие нормы по проектированию и разрабатывая свои отечественные нормы по расчету соединений элементов каркаса ЛСТК.

Наше мнение основывается на фактах. Если вы хотите быть уверенным в прочности, устойчивости и долговечности каркаса и всех его элементов, звоните! Мы предлагаем строительное производство по технологиям ЛМК, исключающим риски аварий зданий и сооружений, а также предотвращающим обрушения конструкций металлокаркаса!