1.03.2018

Проектирование автотранспортного предприятия (АТП)

В современном мире не обойтись без автотранспортного предприятия, в которое могут включены различные производства и станции обслуживания населения. Так как проектирование автотранспортного предприятия зависит от исходных данных технического задания (ТЗ), в этой публикации мы попробуем рассмотреть общие вопросы обслуживания автомобильного транспорта с точки зрения экономического, технического и организационного обоснования проекта. Но вначале убедимся, что мы и вы одинаково понимаем сам процесс проектирования автотранспортного предприятия.

  • Социальный опыт приобретается годами и то, что мы считаем автотранспортным предприятием в настоящее время может называться намного интересней. Например, производственно-техническая база или автопарк. Не надо искать в последних названиях какие-то открытия, проблемы с транспортом всегда решались комплексно, планируемо или экстренно.

А значит автопарк всегда находился в высокой готовности к ремонту своего подвижного состава, а производственно-техническая база, по этой же причине, входила в состав автотранспортного предприятия. Из чего следует, что проектирование автотранспортного предприятия осуществляется в рамках конкретной производственной программы и личных приоритетов заказчика, от которых зависит дальнейшее развитие проекта.

По содержанию производственная программа напоминает бизнес-план, в котором цели строительства чередуются с планируемыми показателями ремонтов, технических и других обслуживаний транспорта. В программе указывается трудоемкость работ каждого вида обслуживания и ремонта, в бизнес-плане рассчитывается показатель эффективности проекта, от которого увеличивается прибыль.

  • В наше время представить себе проектирование автотранспортного предприятия без производственной программы, бизнес-плана и технического задания (ТЗ), просто невозможно. Более того, техническое задание (ТЗ) и бизнес-план уже давно являются традиционными условиями любого проектирования в коммерческом строительстве.

Так что с этой точки зрения, улучшать ничего не требуется. Достаточно того, что на основании всех перечисленных данных, которые потребуются проектировщику, будут облегчены условия труда всех работников предприятия и улучшено эксплуатационное обслуживание техники.

Чтобы определить эффективность проекта, необходимо обосновать экономические, технические и организационные задачи, которые, прежде всего, индивидуальны у каждого заказчика. При проектировании автотранспортного предприятия учитываются:

  • размеры объекта строительства,
  • сложность инженерных и технических решений,
  • условия строительства.

С учетом перечисленных факторов будет определяться количество этапов проектирования автотранспортных предприятий. Если обычный строительный проект проходит через одну или две стадии, автотранспортное предприятие, в зависимости от сложности, может проектироваться и в три стадии. Как правило, при общем описании процесса проектирования, не хватает конкретных инструментов, с помощью которых быстро решаются предстоящие задачи.

Техническое задание (ТЗ) заказчика дает повод для сравнения определённых этапов и условий проектирования. Поэтому распределением организационных вопросов проекта, лучше заниматься после анализа производственной программы и других исходных данных, полученных от клиента, инвестора или заказчика.

И все же будем думать прагматично, ведь с возрастанием стадий проектирования автотранспортных предприятий, увеличивается стоимость проекта. Само собой, любые цифры обоснуются с технико-экономической позиции, заставляя клиента поверить, что он не зря потратил свои деньги и время. Если проектировщик может оказать больший спектр услуг, значит проект заново проходит через все обоснования (ТЭО) до полного удовлетворения клиента, инвестора или заказчика.

Двухстадийное проектирование автотранспортных предприятий предусматривает использование готового (типового) проекта, по которым уже были построены и введены в эксплуатацию аналогичные объекты, получившие положительную потребительскую оценку.

  • Первая стадия: разработка проектного задания со сметно-финансовым расчетом;
  • Вторая стадия: разработка рабочих чертежей.

Максимально приблизив проектирование автотранспортных предприятий к наиболее подходящему типовому проекту, клиент получает возможность сократить сроки реализации проекта и строительства предприятия, использовать лучшие достижения в этой области и удешевить строительство почти вдвое.

Все вышеперечисленное создает впечатление, что бизнес существует только для бизнеса, а проектировщики только и делают, что занимаются продажей типовых проектов. На самом деле, это совсем не так.

Не все готовые (типовые) могут адаптироваться к условиям строительства, некоторые, даже если могут, слишком долго реализуются. Особенно, это касается крупных автотранспортных предприятий с инновационным производством и сложным технологическим оснащением. В этом случае, заказчику предлагается трехстадийное проектирование автотранспортных предприятий, осуществляемое по следующе схеме:

  • формирование и разработка проектного задания со сметно-финансовым расчетом;
  • разработка технического проекта со сводной сметой;
  • подготовка к утверждению и согласованию рабочих чертежей.

Вы, наверно, успели заметить, что на первом этапе проектирования автотранспортных предприятий в неизменном виде остается сбор предпроектных материалов и их анализ, предшествующий разработке проектного задания. От объемов собранных материалов будет зависеть составление задания на проектирование, на основании которого и устанавливается число стадий.

Если речь идет о подготовке задания на проектирование автотранспортных предприятий для грузовых машин, оптимальными будут считаться материалы, в которых отражены:

  • подробные данные, характеризующие условия перевозок;
  • объемы и характеристики грузооборота;
  • маршруты перевозок и схемы грузопотоков;
  • изменения грузооборота по сезонам года;
  • ежедневный режим работы автомобилей;
  • типы подвижного состава и основные технико-экономические показатели их использования;
  • графики, характеризующие работу транспорта на линии и во время профилактики в мастерских.

Разработка проектного задания на проектирование автотранспортных предприятий для пассажирских транспортных средств базируется на материалах, в которых отражены показатели пассажирооборота и пассажиропотоков, с учетом их изменения по сезонам года и времени суток. Обязательной для анализа будет информация о режиме работы транспорта на линии и основные технико-экономические показатели его использования.

При использовании базового понятия «разработка проектного задания» необходимо четко определить пакет документов, на основании которых будет утверждаться задание на проектирование и определяться стадийность исполнения проекта. Без информации, в которой будут указываться дорожные и климатические условия работы транспорта, подробно освещаться географические, климатические и дорожные условия района строительства, а также описываться специфические характеристики земельного участка, энергоснабжения и водоснабжения, проектирование автотранспортных предприятий осуществить будет очень сложно.

Обращали ли вы когда-нибудь внимание на то, что разработка проектного задания осуществляется на основе утвержденного планового задания на проектирование в составе предпроектных материалов? Если — да, то излишне уточнять, что техническое задание (ТЗ) заказчиком формируется по укрупненным показателям, по которым в дальнейшем рассчитываются основные технические показатели объекта строительства, общая стоимость строительно-монтажных работ (СМР) и технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта.

Трехстадийное проектирование автотранспортных предприятий лучше описывать по принципу «меньше воды, больше конкретных примеров», не упуская при этом важных мыслей. Главным, в этом случае, является то, что проектное задание будет состоять из трех частей: технологической, строительной и экономической.

  • Технологическая часть проектного задания состоит из расчетно-пояснительной записки и графической части.
  • В строительную часть включен генплан, с указанием расположения зданий и сооружений на территории объекта и схемы движения транспорта и пешеходов, расположение рабочих и запасных ворот, принципиальная планировка территории автотранспортного предприятия с расстановкой автомобилей, прицепов и основного оборудования, без обозначения фасадов и разрезов зданий.
  • В экономической части проектного задания характеризуются и анализируются капиталовложения, производится расчет оборотных средств, калькуляция себестоимости продукции, рассчитывается срок окупаемости предприятия, обоснуются технико-экономические показатели.

Технический проект разрабатывается после того, как будет окончательно утверждено проектное задание. В него будут включены детали технологической, архитектурно-строительной, санитарно-технической, энергетической, транспортной и экономической концепции. Также будет произведен расчет оборудования, инструментов, рабочей силы, производственных и вспомогательных помещений, потребности в энергии для оборудования, технической и питьевой воде, паре, газе и вентиляции, будут детально разработаны конструкции отдельных узлов сооружения, приспособлений и устройств.

Заключительный этап проектирования автотранспортных предприятий — разработка рабочих чертежей, с учетом технологической и технической частей проекта, которые выполняются в масштабе и включают в себя планы расстановки оборудования, оснащения объекта строительства инженерными коммуникациями.

Экономисты говорят, чем лучше развита сфера услуг в стране, тем она богаче. Проектирование автотранспортного предприятия (АТП) — услуга видимая, поэтому продать ее дороже, чем она стоит на самом деле, довольно сложно. Чтобы не вспугнуть инвестора, заказчику приходится за словами и предложениями прятать свой личный финансовый интерес. Ведь цифры, какие бы они не были — длинные или короткие, редко приводят к пониманию взаимовыгодных основ. Мы предлагаем всем участникам проектирования автотранспортных предприятий думать логически, и обращаем больше внимания на такие факторы, как цена и качество, которые претендует на то чтобы инвестор поверил в успех проекта и установил контакт с заказчиком. Предлагаем вам обсудить ключевые вопросы сотрудничества по телефону 391 209-09-40. Звоните!