Нельзя запереть горящий дом на ключ
в надежде забыть о пожаре.
Сам по себе пожар не утихнет.
Теннесси Уильямс
Ночью 18 июля 64 года н.э. в Риме вспыхнул пожар, полностью уничтоживший императорскую столицу. Огонь бушевал почти неделю и за шесть недолгих дней превратил городские постройки в руины. Через три дня пожар охватил и Марсово поле, но сила огня уменьшилась в разы, поэтому больших разрушений не произошло. 27 июля все закончилось. По словам очевидцев, того времени, этот пожар не был внезапным. Узкие улицы Рима были загружены огромным количеством дерева и воспламеняющихся материалов. Жара, засуха, очень сильный ветер, поднявшийся в те летние дни, спровоцировали стихию огня.
Даже по нынешним меркам, размеры разрушений города от пожара могут показаться выдуманными. И тем не менее, Рим, практически, полностью сгорел в огне, вместе с дворцами, садами, домами, храмами, памятниками и людьми. Причины пожара были названы противниками императора Нерона, которые формально обвинили его в умышленном поджоге, с единственной целью — перестроить Рим «под себя». Есть факты подтверждающие эту гипотезу. Позже, в самом очаге пожара, на месте бывшего зернохранилища, сгоревшего дотла, был возведен Золотой Дом Нерона — императорская резиденция человека, возомнившего себя богом.
Вот как описываются причины пожара в энциклопедических ресурсах:
- В 64 году нашей эры пожар, бушевавший в течение трех суток, уничтожил 10 из 14 районов Рима. Погибли сотни римлян, сгорел даже императорский дворец. Народная молва обвинила в поджоге императора Нерона, который в самый разгар всеобщего бедствия любовался зрелищем пожара, декламируя стихи и аккомпанируя на лире. Чтобы отвести от себя подозрения, Нерон приказал возложить вину на христианскую общину Рима, раздражавшую его необычностью своих религиозных обрядов и образом жизни.
30 апреля отметила свой праздник одна из самых жизненно необходимых российских служб быстрого реагирования — пожарная охрана. Естественно, что, вступая в борьбу с огнем, спасая жизнь людей, которые оказались на максимально близком расстоянии к очагу пожара, подразделения пожарной охраны лучше других знают причины пожара. Но им не приходит в голову взглянуть на этот процесс шире, не забывая при этом о поощрительных мерах. Они просто делают свою работу — спасают людей, тушат пожары, обеспечивают пожарную безопасность всей страны. Первые причины пожаров, чаще всего, разбирают обычные люди, выдвигая различные версии, вплоть до самых невероятно-фантастических. В принципе, что здесь странного? Ведь, в конце концов окончательное решение за экспертизой, у которой ситуация оказывается, как правило, удивительно простой и красивой для обыденной жизни.
В случае, когда причины пожара кажутся нереальными, а официальное заключение вызывает недоверие или даже бурную негативную реакцию, граждане пытаются рассмотреть проблемы, стоящие перед пожарными службами не глобально, а конкретно — для отдельно взятого объекта. Скажете: вот удивили, это знали во все времена, что люди ищут виновного не там, где нужно, а поблизости, причем при необходимости готовы расширять «круг подозреваемых» без ограничения.
Через неделю, после организации профессионального праздника все сотрудники пожарной службы г. Красноярска были подняты по тревоге на ликвидацию пожара, случившегося на пришвартованном кафе-теплоходе «Венеция». Произошло событие 6 мая в 22:00 в районе КИЦа.
- Из прессы: По данным очевидцев, корабль был полностью охвачен огнем. Приехавшие на место пожарные расчеты ликвидировали пожар в течение часа, однако спасти теплоход не удалось — от него остался лишь обгоревший каркас. Площадь распространения огня составила 300 кв. метров.
Расширять территорию всех населенных пунктов Российской Федерации, обеспечивая граждан точками общепита — шашлычными, чебуречными, бутербродными и кафе «летнего типа» взялись в середине 90-х годов. Так как «конфисковать» наиболее перспективные для строительства участки у бизнесменов, скупивших землю с целью наживы, было невозможно, впрочем, как и перевести многие государственные земли в разряд земель для коммерческого строительства, официальный статус «летних закусочных и питейных заведений» приобрели территории на берегу Енисея, а также другие самые красивые места — в парках, скверах и местах отдыха внутри города.
Одним из первых на левобережье Красноярска (ул. Дубровинского) появилось плавучее кафе «Встреча». Двухъярусный катер, переоборудованный под заведения общепита, выполненный из металлического каркаса и обшитый шифером был полностью уничтожен огнем 27 апреля 2010 года. Причины пожара объектов общепита банальны, даже не приходится напрягаться, чтобы дойти до самостоятельных умозаключений. В пресс-службе ГУ МЧС сказали, что виной всему стало короткое замыкание электропроводки. В результате произошел взрыв баллона с газом. Так как перекрытия между металлическими ярусами были пустотные дощатые, тушение пожара осложнилось. Вследствие чего, огонь быстро распространился и охватил 200 кв. метров площадей. При исследовании помещения и разборе завалов пострадавших не обнаружили.
Многие соотечественники до сих пор смотрят на обустройство городского пространства через призму советской эпохи — ничего не случится, если вместо деревьев и цветов, на набережной будут выращиваться очереди гурманов, желающих вкусно поесть и выпить. На участках для еды, тоже могут расти деревья и цветы, а нетрезвые компании, в свете ночных огней, —это тоже прекрасно. К тому же удобно для населения. Возможно поэтому на создаваемых общепитом территориях так быстро раскидывались шатры, а к берегу причаливали плавучие баржи, одна из которых «Венеция» в момент возгорания внезапно получила статус «теплохода».
Учитывая наш русский менталитет, немудрено, что общественное мнение воспринимается, как авторитетное. Надо понимать, что каждый метр «Венеции», которую кто-то называет рестораном, а кто-то — кафе, еще предстоит обследовать, чтобы выявить основные причины пожара.
А пока давайте вместе проанализируем отзывы и рекомендации посетителей, не согласных с владельцами заведения, что плавучее кафе является ценным активом — «теплоходом». Вот как характеризуют «Венецию» на сайте «Отзовик» (http://otzovik.com/review_1418415.html):
- KarlMartell: Этот небольшой ресторанчик расположен на воде, правда, это вряд ли когда-то был красивый теплоход, так как «Венеция» выглядит не слишком привлекательно и больше похожа на какую-то двухэтажную баржу. Также мне не по душе пришлись теснота, довольно темный зал и не очень вкусная кухня. Лично я бы не рекомендовала «Венецию» для проведения торжества: лучше уж организовать праздник в другом заведении, где присутствует «корабельный» антураж и повара хорошо готовят.
- BigSergey: Был в Венеции. Честно говоря, мне трудно соотнести траттории в Венеции и эту баржу. Таких барж в Венеции не видел.
В конце XX века в течении его последнего десятилетия бизнес в России строился по принципу «купил услугу — продал товар». В общем-то, без прямой конкуренции и, что очень важно, по натуральной цене. В материальном мире наметился процесс деградации, который сопоставим разве, что с культурным декадансом. Были введены различные ограничения, стимулирующие бизнесменов и предпринимателей заниматься не производством, а спекуляцией на так называемых бартерных сделках, именуемых взаимозачетами. И, кстати говоря, «Венеция», более 18 лет удовлетворявшая, якобы реальные, а не надуманные потребности красноярцев досталась владельцам в тот самый период реструктуризация российской экономики, когда денег в стране не было, зато имелись кое-какие старые объекты промышленности и судостроения, предлагаемые государственными компаниями в качестве компенсации за оказанные виды работ или услуг. В конце 90-х годов было трудно насобирать нужное количество бумажек в банках, чтобы организовать конкурентоспособное заведение общепита. Баржа, на тот момент оценивалась в один миллион натуральных рублей. Всё остальное оказалось делом маркетинга (в хорошем смысле).
Знаете, чем отличается глаз проектировщика от глаза пожарника или обычного посетителя «Венеции», когда выясняется основная причина пожара? Проектировщики не способны влиять на общественное мнение. Им не важно, что сейчас все плохо, главное, чтобы завтра все было хорошо и через 100 лет тоже. Они ищут решение в возникшей технической проблеме, осознавая всю ответственность и понимая, насколько причины пожара могут оказаться опасными для репутации. Опорочить доброе имя исполнителя проекта и, тем самым, создать определенные трудности, можно быстро. Чтобы восстановить былую репутацию и вернуть заинтересованных клиентов понадобятся годы. Поэтому, определяя причины пожара проектировщики не ищут ответ на вопрос «кто виноват», они думают «что делать» дальше.
Пожарники обычно делают свою работу, тушат пожары и изучают только то, что им необходимо. И этот процесс не зависит от чиновников вообще. В отличии от официального определения причины пожара, когда внимание экспертных комиссий повернуто на 180° и направлено на убытки плавучего общепита. Удачную ликвидацию огня пожарники воспринимают как плановое достижение в своей профессиональной деятельности — недаром осваивали специальность. В практике-то всегда ситуации глубже и полнее, чем в теории.
Обычные посетители «Венеции», в свою очередь, могут только пересказать всё произошедшее мужу, жене или соседям, поискать лично причины пожара и еще раз подчеркнуть: пусть строят, не как им надо и где нам надо. А на следующий день мудро порадовать этой вестью своих коллег, просчитывая, какие положительные процессы вызовет массовое сгорание подобного бизнеса, организация которого по сей день не обдумывается органами власти. Интерес обычных людей к пожарам неподделен, а проницательность — беспредельна. Несмотря на то, что все они обладают разным уровнем мышления.
Вообще-то в Красноярске не так часто горят избушки на курьих ножках, а также плавучие средства, которым дано конкретное название — «ресторан на воде». Но все-таки горят. 9 ноября 2015 года около 19:50 на пульте МЧС раздался звонок. Сотрудники комплекса, состоящего из ресторана и гостиницы «Виктория», расположенного на теплоходе «Композитор Калинников», пришвартованного в районе Стрелки сообщили о пожаре. К моменту прибытия спасателей с плавучего средства шел густой чёрный дым. Эвакуировав двух человек на берег, пожарники приступили к тушению пожара, площадь которого составила 400 кв. метров. Было задействовано 47 пожарных с применением 11 автоцистерн. Для тушения использовали воду из Енисея. На следующий день, во время разбора сгоревших конструкций, сотрудниками МЧС было обнаружено тело женщины. В Енисейской транспортной прокуратуре отметили, что, женщина уже после возникновения пожара, вернулась в помещение для того, чтобы забрать документы. Заметьте, никаких нарушений, потому что человек полез не в чужую открытую форточку или за кошельком в чужую сумку, а просто вернулся в помещение для того, чтобы забрать собственные документы. Причины пожара и исполнение владельцами плавучего средства требований законодательства о пожарной безопасности проверяются.
В наши дни развитие пищевой промышленности, а также ее отраслей идет в России без затруднений. Есть стимулы для строительства новых полезных заведений, где можно покушать и отдохнуть, провести банкет или собраться на корпоративный праздник. Все, вроде бы, заинтересованы в полноценной работе ресторанов и кафе. Но, давайте посмотрим на ситуацию глазами простого жителя, не разбирающегося в темпах стройки и перестройки больших городов. Десятки очевидцев видели, как разворачивалась драма на «Венеции» и никому в голову не пришло расследовать настоящие причины пожара и разбираться, какие на самом деле имеются проблемы с этим проектом. Но даже им показалось, что были созданы максимально благоприятные условия для полного сгорания плавучего средства. А может не показалось?
- Историки характеризуют Нерона, как великого строителя, мания величия которого, а также вкус к расточительству и абсолютизм, основанный на имперской доблести толкали не просто строить, а строить пышно. Что, собственно, было присуще всем великим строителям того времени.
Нам остаётся лишь ждать, утихнет ли это пожар сам по себе, точно так же, как тот пожар двухгодичной давности, случившийся на теплоходе «Композитор Калинников». Там все действия, проводились согласно должностной инструкции, только почему-то одна женщина все-таки погибла. С другой стороны — это принципиально неправильно искать сложные объяснения случившемуся, когда официальное заключение гораздо важнее. В виде основной версии рассматривается короткое замыкание, кроме того, предполагается, что теплоход могли поджечь: перед происшествием работники слышали звук бьющегося стекла.