Производственные мастерские в Красноярске

12.05.17

Первые производственные мастерские в Красноярске появились 83 года назад, после того, как 11 мая 1934 государственный деятель и известный ученый Отто Шмидт предложил создать базу гидросамолетов и ремонтные мастерские, в 1935 году переименованные в Красноярский авиаремонтный завод (КАРЗ). С этого момента начинается долгая история Красноярского авиапредприятия, единственного на тот момент в Советском союзе заводе, на котором адаптировали к условиям крайнего Севера стандартные машины самолетов. 

  • Из статьи «По острову Молокова в Красноярске»: Производственные мастерские в Красноярске расположены на северо-восточной оконечности острова Молокова, близ полуразрушенных ангаров и мастерских. Первый этаж кирпичный, оштукатуренный, верхние два этажа – бревенчатые. На башне – небольшая наблюдательная площадка с флагштоком. С каждой стороны здания размещено по входу (с востока – открытая лестница на второй этаж). Ныне здесь находится военно-спортивный клуб «Альбатрос».

Через производственные мастерские в Красноярске проходил каждый самолет, отправлявшийся в Арктику. Там, в обязательном порядке, утеплялись кабины, монтировались устройства для аэрофотосъемки и ориентации над льдинами. После того, как машины стали гарантированно надежным средством, способным к передвижению в любое время года, начались полеты на авиалиниях Дудинка — Хатанга и Дудинка — Гыдо — Ямо, а позднее было открыто регулярное сообщение между Красноярском и Турой на самолете МБР-2.

Производственные мастерские в Красноярске только за 1934 и 1935 года обслужили огромное количество самолетов, которые без труда провели в небе Арктики более 8,5 тысяч часов, перевезли более 173 тонн грузов и почты, обслужили 2 741 пассажира. Дальнейшее развитие Красноярского авиапредприятия выявило потребность в строительстве аэропортов и создании авиагрупп для обслуживания Крайнего Севера и отдаленных районов Красноярского края. Таким образом расширялась инженерно-техническая база и возводились новые производственные мастерские в Красноярске.

Очень ярко описывает производственные мастерские в Красноярске Александр Кацура в своей книге «Люди и небо»:

  • Производственное здание мастерских, администрация, котельная и подстанция находились в центре острова. Рядом с производственным зданием были два склада для хранения запчастей и материалов. Недалеко от котельной на берегу Енисея была пристань. Катер в судоходный период привозил работников, живущих в городе, на остров на работу.
  • Западнее производственного здания мастерских находились летно-испытательная станция и ангар, в котором выполнялись сборочные работы. неподалеку – здание управления, где размещались службы гидропорта. В южной части острова находился жилой поселок, в котором было три двухэтажных дома; в одном жили семьи летного состава, в другом находилась военизированная охрана, в третьем была гостиница.
  • Остальные дома поселка представляли собой деревянные одноэтажные строения барачного типа и частные дома. Жили очень тесно, бараки были переселены. Каждая семья имела небольшое подсобное хозяйство и огород. В жилом секторе было печное отопление, и жители поселка сами заготовляли дрова на зиму, вылавливая бревна из Енисея, по которому производился сплав леса. В поселке была школа, детский сад, магазин, клуб. Побережье острова охранялось службой военизированной охраны, у которой состоял на довольствии питомник со служебными собаками.
  • На предприятии был всего один городской телефон, внутренних телефонов не было. В зимнее время большинство помещений не отапливалось, электроэнергия подавалась с перебоями и в недостаточном количестве. Воду для производственных нужд возили из Енисея в водовозной бочке.
  • После войны предприятие выпускало аэродромное оборудование: лестницы-стремянки, тормозные колодки, гидроподъемники, бензиновые обогреватели, агрегаты и запчасти к самолету По-2. ремонтировали здесь в разное время самолет-амфибию Ш-2, поршневые моторы М-11, самолеты По-2, Як-12, Ан-2, вертолеты Ми-1.

Первые производственные мастерские в Красноярске были построены на острове Телячий —сейчас это остров Молокова, переименованный в честь участника Челюскинской эпопеи и Героя Советского Союза Василия Сергеевича Молокова. После чего наш город моментально приобрел статус авиационной базы страны, получившей название «Арктикодром. В следующем году после открытия производственные мастерские в Красноярске получили новый статус Красноярского авиаремонтного завода (КАРЗ).

 

В 1974 году, из-за полного потопления острова Молокова, произошедшего еще в 1966 году, производственные мастерские в Красноярске, переехали в Советский район Красноярска, где в настоящее время располагается жилой массив Взлетка. На прежнем месте осталось лишь полуразрушенное здание — бывшая администрация авиаремонтного завода.

Вот как описывают ту давнюю историю в Красноярской краевой научной библиотеке, на сайте которой были опубликованы фотографии, используемые в данной публикации:

  • Частичное подтопление острова весной происходило почти каждый год, но весной 1966 г. во время ледохода произошло полное затопление производственных площадей авиаремонтных мастерских и жилого поселка. Все жители были эвакуированы в город, а работники отпущены в вынужденный отпуск. Уровень воды не снижался 2 недели. Эти обстоятельства заставили городские власти более интенсивно переселять жителей поселка с острова и подумать над тем, куда перевести предприятие.

Современные производственные мастерские в Красноярске обслуживают не только авиатехнику, но и другие сложные механизмы, а значит возводятся с соблюдением норм и правил, используемых в строительстве.

В нашей компании вы можете заказать производственные быстровозводимые здания из ЛМК, ЛСТК или рулонной стали. Вся продукция компании представлена на этом сайте. По вопросам сотрудничества звоните по телефону 209-09-40. Будем рады вас слышать!